«Крата Репоа» и эзотерический Египет (окончание)

Большое значение в плане восприятия «Крата Репоа» имела публикация, которая появилась в 1780 г. в масонском журнале Новикова «Утренний свет». То было «Письмо к издателям Утренняго Света», посвященное спору о книге Кеппена «в одном собрании» [38]. Автор его, подписавшийся «NN иностранец», проводит аналогию между древнеегипетскими и античными посвящениями и масонскими таинствами и обрушивается на своих «всезнающих» оппонентов, упрекая их в небрежении мистериями. Такие «всезнающие» считают, что в древности «весь человеческий род находился в невежестве, и наималейшее Метафисическое и Богословское познание от многолюдства скрыто и по многолюдных и страшных опытах сообщаемо было. Но теперь уже другое: храм наук отверст; все части оных каждому известны и оныя, в тогдашнее время толь важныя таинства, теперь почти уже ни от кого не скрыты: ибо что иное содержалось в оных, как что кошка и собака, которых они почитали за богов, не были боги, но точно были кошка и собака». Видению царства тьмы и невежества автор письма противопоставляет иную картину – народ неустанно просвещали адепты, прошедшие инициацию, простым людям были доступны перлы ораторов, школы философов и сочинения писателей, много превосходивших современных. «В таинствах древних, как многие примечания показывают, открывалось» мудрецам сокровенное знание о появлении цивилизации Египта, изобретении огня, истории земного шара и жизни на нем, пишет автор. Древние тайны, заключает он не без некоторых сомнений, могли сохраниться в масонстве: «О сколь бы желательно! естьли-б подобныя таинства еще поныне находились, хотя я и сам сомневаюсь находятся ли они; но не во вред служили бы просвещенным временам».

В этом письме предлагалось видеть скрытую полемику между защитником «враждебного просветительской мысли» трактата, «агентом немецких масонов», «пропагандистом наиболее реакционных воззрений» Штарком и, соответственно, просветителем Новиковым [39]. Однако доводы в пользу такого истолкования слабы и оно видится далеким от истины. Напротив, можно предположить, что именно участники новиковского кружка выступили с этой апологией «Крата Репоа» и центральной идеи трактата – идеи мистериального посвящения. Отметим, что еще А. Незеленов, автор первой монографии о новиковских журналах, видел в данном письме выражение позиции самого Новикова и его размышлений касательно сути и направления масонства. «NN иностранец», в таком случае, могло служить намеком на инициалы Н. Новикова и известный всем читателям журнала фигурный вензель «НН», украшавший его издания.

Появление письма в «Утреннем свете» неслучайно: журнал являлся благотворительным изданием, созданным в поддержку Екатерининского и Александровского народных училищ, что были основаны Новиковым и другими масонами в Санкт-Петербурге в 1777-1778 гг. В «Предуведомлении» к изданию создатели журнала обещались употреблять просвещение для врачевания души и духа «возлюбленных наших единоземцев»: «души и дух их да будут единственным предметом нашим» [40]. Как замечает Р. Фаджионато, розенкрейцерский просветитель видел себя, в церковном понимании термина, «носителем света», а в русских масонских рукописях термин просвещение нередко использовался в смысле религиозного озарения [41]. И действительно, просвещение в целом и школы для бедных и сирот в частности провозглашались дорогой к спасению: «Чрез сие нашим любезным согражданам отворим новые врата, покажем новый путь ко благу человечества». Великое исправление души и духа народа, задуманное создателями «Утреннего света», основывалось на масонской «науке познания самих себя». Эта наука зиждилась на эзотерических традициях Древнего Египта и Греции и противопоставлялась поверхностному самосозерцанию: «Сие их познание самих себя не то, о коем нам древние египетские и греческие мудрецы толь много превыспреннего и полезного обещают». Но путь к премудрости древних лежал через инициацию: конечной целью масонского просвещения было посвящение.

Российские розенкрейцеры строили свою утопию по чертежу предшественников – утопические видения европейского «розенкрейцерского просвещения» XVII-рубежа XVIII веков, указывает Ф. Йейтс, также предполагали «необходимость реформы общества, в особенности образования, во имя третьей реформации религии, охватывающей все стороны человеческой деятельности» [42]. Утопия подразумевала тотальные, но эволюционные, исподволь нарастающие перемены. В этом смысле неослабное внимание к «Крата Репоа» объяснялось и чрезвычайно значимым для русских масонов политическим содержанием трактата – обрисованным Кеппеном идеалом просвещенной монархии по образцу правления масона и покровителя франкмасонства Фридриха II. Просвещенный абсолютизм мыслился в первую очередь абсолютизмом инициированным и масонски просвещенным: в «Крата Репоа» монарх одобряет кандидатуру неофита, возглавляет ритуалы инициации и дозволяет посвящение в высшую степень «Пророка», в то время как посвященные этой степени «помогают в избрании Государей». Просвещенная монархия и даже своеобразная орденская теократия, масонский прозелитизм, образовательные и общественные реформы, просвещение в сочетании с «наукой познания себя» и, наконец, посвящение как заключительный шаг к тому мгновению, когда «великое солнце все просвещающего духа посреди нашея тверди явится; и тогда мы с радостию в лучах его света исчезнем» – такова была утопия русских масонов.

В 1784 г. в типографии И. Лопухина вышло новое издание трактата Кеппена. К исправленному новиковскому переводу прибавилась оригинальная главка «Амманское, или Царское письмо древних Египетских жрецов», а в предуведомлении было обещано «издание других хороших сочинений, принадлежащих к сей материи» [43]. Начавший выходить в том же году «Магазин Свободно-Каменьщической», который распространялся исключительно в масонских ложах, открывался издательским обращением, где вновь подчеркивалась роль просвещения как подготовительной ступени к инициации, а «Крата Репоа» провозглашалась важнейшей орденской книгой. «Ни о чем толико не было прилагаемо стараний, как о воспитании юных чад Ордена и соделанию их способными к приятию таинств, сохраняемых в нем с самых древнейших времен» – говорилось в обращении. «Между таковыми стараниями управляющих кормилом Ордена в Отечестве нашем не последним почесться может и издание многих книг собственно для Братии Свободных Каменьщиков, каковыя суть: Карманная книжка, Братския увещания; Хризомандер; Апология Ордена Свободных Каменьщиков; Крата Репоа и некоторых других, из коих как принадлежащие к Ордену, так и посторонние могут почерпнуть хотя некоторыя легкия понятия о истинном Свободном Каменьщичестве» [44].

К теме мистерий древности обращался и напечатанный чуть ниже «Опыт о таинствах и подлинном предмете Свободнаго Каменьщичества» – перевод Essai sur les mysteres et le véritable object de la confrérie des Francs-Maçons, впервые изданного в Париже в 1771 г. и, возможно, написанного Кеппеном [45]. Этот декларативный и апологетический текст весьма напоминал по установкам «Крата Репоа». Автор утверждал, что «древние жрецы Изисы и Елевзинской Цереры употребляли изображения, фигуры и суеверные обряды для исправления пороков и злоупотреблений», в чем состояла и сугубо нравственная цель масонских ритуалов, «преимущественнейшей пищи человеческаго духа» [46].

Затем автор «Опыта» на примере Элевсиса рассказывал о ритуалах посвящения (к которым допускались «особы всякаго состояния и обоего пола»), доказывая сходство древних мистерий с масонскими таинствами. Мистерии, по словам автора, «споспешествовали усовершению общественной жизни, утончению варварских нравов первых обитателей Европы и разпространению света истинны. В них старались только исправлять нравы, услаждать зло жизни и просвещать дух, заблуждавший в самом смешном и вздорном суеверии, в каком утопал тогда весь род человеческий Cимволическим образом проповедываемы были самоважнейшия истинны о единстве Божием, о безсмертии души, о наказаниях и награждениях в будущности, и все мистерии содержали в себе величество и высочество Религии древних».

«Размысля внимательно о сих славных таинствах, произведших толь много добра для рода человеческаго, найдете вы, что оне большее имеют сходство с таинствами Масонскими, нежели как обыкновенно думают» – заключал автор «Опыта». «Франк-Масонския ложи могли бы столь же полезны и спасительны быть, как и древния мистерии. Они могли бы изящнейшими быть училищами дарований и нравов и подкреплять законы и Религию более, нежели как думают».

По сути, в просветительской деятельности Новикова, И. Шварца и их соратников – народных училищах, книгоиздании, лекциях, «Дружеском ученом обществе», переводческой семинарии и т. д. – проступает тот же проект общедоступной инициации, который нельзя сводить, разумеется, к абсурду поголовного масонского посвящения. «Их положения совсем отменны были от веры простаго народа: основатели их употребили мудрую предосторожность показывать оную новопосвященным только под изображениями и символами, и только по мере распространения познания их, выяснения разсудка, умерения страстей получали они яснейшия истолкования, для того, что обыкновенно опасно бывает выводить кого либо вдруг из заблуждения» – замечает автор «Опыта». Не исключено, что в тумане утопического идеала московским розенкрейцерам могли рисоваться картины публичных ритуалов будущего мистического Египта, но задачи их были более насущными и в том числе, как уже говорилось, политическими. Автор «Опыта» справедливо указывал, что без высочайшего покровительства, реформы самого ордена, признания его заслуг и публичной деятельности под государственной эгидой осуществление утопии немыслимо: «Об учреждении Каменьщиков, могущем быть столь полезным и утешительным для жизни человеческой, желательно, чтоб во всех государствах подкреплено оно было публичным уважением, чтоб под надзиранием Философскаго начальника разные обряды и церемонии были исправлены, и чтоб предприяты были некоторыя перемены в управлении его».

Проект, основанный на «Крата Репоа» и «Опыте о таинствах», новиковский кружок открыто предложил Екатерине II, ставя государыне в пример покровителей масонства из числа европейских монархов. В частности, публикация «Опыта» сопровождалась издательским предуведомлением, в котором это сочинение описывалось как «ясное, достаточное и разумное понятие» о масонстве и его «благодетельных, великодушных, благородных и человекодружественных планах и начертаниях», способных обратить подозрительных венценосных особ в «толико же ревностных покровителей оных, как и толь многие великие и просвещенные Европейские Государи».

Но утопическо-просветительский проект масонов терпим был лишь до той степени, до какой тактические его решения совпадали с государственным проектом Екатерины. Масонские надежды на альянс с престолом, включая попытки «уловить» цесаревича Павла, оказались бесплодными. Тем не менее, московские розенкрейцеры продолжают изучать древние ритуалы, видя в далеком прошлом путь к «солнцу просвещающего духа» будущего. Новиков хранит рукопись «О таинствах Халдеев и Египтян» – ее отберут у него при аресте в 1792 г. [47]. В типографии Лопухина один за другим печатаются труды Штарка – уже упоминавшаяся в числе орденских книг «Апология, или защищение ордена Bольных каменьщиков» (1784) в переводе И. Тургенева и «О древних мистериях, или таинствах, бывших у всех народов» (1785) в переводе А. Петрова [48]. Идеи Штарка лежат в струе масонской египтософской литературы эпохи и близки к воззрениям автора «Опыта»; напоминают они и более поздние концепции, связанные с «египетским Моисеем» и гипотетическим древнеегипетским монотеизмом. Согласно Штарку, корни большинства мистерий древности тянутся к Египту, откуда почерпнул свою премудрость Моисей. Мистерии учили добродетели и давали посвященным надежду на вечную жизнь, раскрывая перед ними единую божественную сущность за ликами множества божеств – традицию, сохраненную христианством и в наиболее чистом виде масонством. Штарк обнаруживал разительное сходство между древними мистериями и масонскими ритуалами, но подобно многим масонским авторам не настаивал на прямой исторической преемственности. Неудивительно также, что Новиков вскоре возвращается к истокам и публикует в 1787-1788 г. новое издание «Сетоса» Террасона в переводе Фонвизина, а в 1789 г. куратор Московского университета и известный литератор-масон М. Херасков выпускает у Новикова аллегорический египтософский роман «Кадм и Гармония, древнее повествование» со сценами мистериальных ритуалов в пирамидах, явно вдохновленными Террасоном и «Крата Репоа».

Удивительней иное – архиепископ Платон, требовавший в 1786 г. запретить все ключевые орденские издания из некогда опубликованного в «Магазине Свободно-Каменьщическом» списка как «сумнительные и могущие служить к разным вольным мудрствованиям, а потому к заблуждениям и разгорячению умов», совершенно обошел вниманием «Крата Репоа». Обошел даже тогда, когда в письме к гр. Брюсу спохватился, что забыл включить в свой реестр «О древних мистериях» Штарка, «ибо выхваляет языческия тайны, кои столько Церковию найдены порочными; да еще при том утверждает, что акибы Христианство свои не токмо обряды, но и таинства оттуду заимствовало» [49].

Мало того: «Крата Репоа» не вошла ни в окончательный список из шести масонских книг, которые были запрещены по указу Екатерины в марте 1786 г., ни в дополнительный список из 14 книг, запрещенных по сентябрьскому указу 1788 г. [50]. Очевидно, это обстоятельство показалось настолько удивительным самому Новикову, что в 1792 г. он на допросе автоматически упомянул «Крата Репоа» в ряду других важнейших и действительно запретных орденских изданий: «Из сих книг: 1) Хризомандер; 2) Карманная книжка, 3) Апология, 4) Братские увещания, 5) Крата Репоа, 6) Химическая псалтырь, 7) о древних мистериях и ежели еще есть не помню, конфискованныя в первый раз, в котором годе не упомню же» [51]. Невзирая и на это невольное указание Новикова, цензоры вновь забыли о «Крата Репоа» – хотя даже «Геройскую добродетель, или жизнь Сифа», не говоря уж о сочинениях Штарка, сочли полной «замыслов нововведенных» [52].

В XIX в. «Крата Репоа» суждено было, казалось, перейти в разряд полузабытых «масонских редкостей», интересных лишь завзятым библиофилам. Но подспудное и опосредованное влияние этого основополагающего текста египтософской эзотерики (подкрепленное к концу века инъекциями теософии и европейского «оккультного Ренессанса») продолжало ощущаться в русской египтософской традиции. Особенно усилилось оно на рубеже веков и в начале XX века, когда египетские образы, почерпнутые из описаний путешествий, египтологической литературы, оккультных сочинений, беллетристики и живописи (наподобие широко тиражировавшихся «египетских» мистических фантазий В. Котарбинского и иконографии египетского похода, связанной с юбилеем Отечественной войны 1812 г.) непрестанно насыщали русское культурное воображение. Символично, что в год юбилея, напомнившего о «египетском посвящении» Бонапарта, оккультный журнал «Изида» переиздал в Петербурге «Крата Репоа», воспроизведя новиковское издание 1779 г.

«Египетское» наследие Серебряного века отразило глубочайшее влияние египтософской традиции и в частности масонской египтософии. Магистральные «египетские» тексты периода складываются в единый массив, образующий достаточно стройную систему египтософских воззрений – итог многих столетий египтософского дискурса. К сожалению, объем и задачи настоящей статьи не позволяют подробно рассмотреть это «сконструированное духовное или культурное пространство», по выражению Я. Ассманна [53]; поэтому ограничимся его беглым обзором.

Согласно русским египтософам, Египет постиг прелесть земного бытия, «небесную радость земли» (Д. Мережковский, М. Кузмин) и проник в таинства пола (Мережковский, В. Розанов). Мудрость Египта сосредоточена в пирамидах. Это отнюдь не усыпальницы, но храмы и одновременно «гигантские символы», подобные масонским «гиероглифам» (К. Бальмонт, В. Брюсов), запечатленное в камне эзотерическое учение, «тайное знание, которое в конце концов разрешает все загадки, все вопросы о жизни и смерти, о земном и божественном, о сущности бытия и элементов вещества» [54]. Пирамиды воплотили пифагорейскую «символику чисел» (Брюсов) и прежде всего «троичность» Озириса, Изиды и Гора, предвестие христианской Троицы (Бальмонт, Мережковский). Познав триединство Всевышнего, Египет возвестил миру солнечный монотеизм и даровал человечеству «тени» Христа в лице Озириса и Аменхотепа IV (Эхнатона), реинкарнациями которых зачастую ощущают себя египтософы (Розанов, Мережковский, В. Хлебников).

Итак, древний Египет есть исток мистерий и теургии, краеугольный камень христианской религии и западной цивилизации. «Корень всего — Египет» – восклицает Розанов. «Он дал человечеству первую естественную Религию Отчества, религию Отца миров и Матери миров… научил человечество молитве» [55]. Розанову вторит Мережковский: «Святой Египет» — родина Бога, Божья земля».

Однако Египет возник не на пустом месте. Его начало есть то, к чему только предстоит приблизиться цивилизации. Египет сохранил в веках осколки наивысшей, первозданной мудрости утраченной Атлантиды (Брюсов, Мережковский). «Атлантическая» теория сближает построения русских египтософов с позднейшей египтософской эклектикой, идея египетского монотеизма – с гипотезами иных современных ученых. И если вспомнить всю доныне живую традицию египтософии, давнее высказывание Мережковского прозвучит как нельзя более злободневно: «Не позади, а впереди нас – вечный Египет».

Примечания

1. В некоторых источниках год смерти К. Ф. фон Кёппена означен как 1797. Как считается, в составлении «Крата Репоа» принял также участие прусский масон и государственный деятель Иоганн Вильгельм Бернгард фон Химмен (1725-1787).

2. Hornung Erik, The Secret Lore of Egypt: Its Impact on the West. Ithaca-London, 2001. C. 121.

3. Crata Repoa, оder Einweihungen in der alten geheimen Gesellschaft der Egyptischen Priester. Б.м., 1770. То же. Berlin, 1778; то же. Б.м., 1785.

4. Hornung Erik, The Secret Lore of Egypt: Its Impact on the West. Ithaca-London, 2001. C. 3. Курсив в цитате авторский. См. также Jordan Paul. «Esoteric Egypt», Archaeological Fantasies: How Рseudo-archaeology misrepresents the Past and misleads the Public. Ed. by Garrett G. Fagan. New York, 2006. C. 109-128.

5. См. Assmann Jan, Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Cambridge-London, 1997; Assmann Jan, The Price of Monotheism. Stanford, 2010.

6. См. Baltrusaitis J., La quête d’Isis: Introduction à l’égyptomanie. Paris, 1967; Curl, James Stevens. Egyptomania: The Egyptian Revival, а Recurring Theme in the History of Taste. Manchester-New York, 1994, а также обобщающий данную тему проект egyptomania.org. О египтомании на русской почве и ее литературных отражениях см. Панова Лада. Русский Египет: Александрийская поэтика Михаила Кузмина. М., 2006.

7. Spieth Darius A., Napoleon’s Sorcerers: The Sophisians. Newark, 2007. Монография посвящена «Ordre Sacré des Sophisiens» или «Священному ордену любомудров», созданному в первые годы XIX в. ветеранами египетского похода. О восприятии читателями нач. XIX в. просвещенного освободителя принца Сетоса как «аллегории Бонапарта» см. с. 53.

8. Ibid., c. 51. Уже в 1732 гг. появились английский и немецкий переводы романа Террасона, за ними последовал итальянский и несколько французских изданий, одно из которых вышло в свет в 1794-1795 годах, незадолго до кристаллизации замысла египетского похода.

9. Пыпин А. Масонство в России. XVIII и первая четверть XIX в. М., 1997. С. 214.

10. Hornung Erik, op. cit. C. 120.

11. Allgemeine Literatur-Zeitung. 1807. Band 2. Num. 253. C. 784.

12. Waite Arthur Edward, New Encyclopedia of Freemasonry. New York, 2007 (reprint of 1921). Vol. I. C. 218.

13. [Pluche Noël Antoine]. Histoire du ciel où l’on recherche l’origine de l’idolatrie, et le méprises de la philosophie, sur la formation des corps célestes, et de toute la nature. Nouvelle édition. Paris, 1788. T. I. C. 90. Cобственно в переводе выделенных им слов, приводимых в древнееврейском написании, Плюше довольно точен: carta (арам.) – «город», refua – «медицина, лечение».

14. См. в частности [Lenning С.], Allgemeines Handbuch der Freimaurerei. Leipzig, 1863. B. I. С. 7-8; Ragon J.-M., Orthodoxie maçonnique: suivie de la maçonnerie occulte et de l’initiation hermétique. Paris, 1853. C. 239-242 (см. прил.). Леннинг приводит несколько иные названия низших градусов: «познающий египетские таинства» или Menes Musae (ученику раскрывались «доктрины истинной религии, скрытые под иероглифами» древнеегипетских мистерий), «посвященный в эгейские таинства», «космополит», «умудренный христианин», «алетофил» или «друг истины». Он же указывает, что ложи «Африканских мастеров-строителей» имелись в Берлине, Верхней Лужице, Кельне, Вормсе и Париже.

15. Hornung Erik, The Secret Lore of Egypt: Its Impact on the West. Ithaca-London, 2001. C. 121-122.

16. Apologie des Ordens der Frey-Mäurer von dem Bruder **** Mitgliede der ** schottischen Loge zu P*. Berlin, 1778 (место изд. также означено как «Филадельфия»).

17. [Born Ignaz von]. «Über die Mysterien der Ägypter». Journal für Freymaurer. 1784. № 1. С. 17-132. Борн, управляющий императорского кабинета естественной истории и советник департамента чеканки и горного дела, был просвещенным мыслителем, занимался минералогией, металлургией, палеонтологией и т.д.

18. Assmann Jan, Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Cambridge-London, 1997. С. 115-117.

19. Подробный анализ исследования Борна в связи с «Волшебной флейтой» см. в кн. Branscombe Peter, W. A. Mozart, die Zauberflöte. Сambridge, 1991. C. 20-25.

20. [Vulpius C. A.]. Rinaldo Rinaldini, der Räuber-Hauptmann. Leipzig, 1802. Th. II. С. 183-184.

21. The History of Free Masonry, drawn from authentic sources of information, with an account of the Grand Lodge of Scotland from its institution in 1736, to the present time, compiled from the records; with an аppendix of original papers. Edinburgh, 1804. C. 12-14. Авторство книги приписывается также видному шотландскому ученому Д. Брюстеру.

22. Poulot Dominique, «L’Egypte imaginaire d’Alexandre Lenoir», L’Egypte imaginaire de la Renaissance à Champollion: colloque en Sorbonne. Paris, 2001. C. 135-136. Ленуар был автором опубликованного в Париже в 1809-1810 гг. труда Nouvelle explication des hiéroglyphes ou des anciennes allégories sacrées des Égyptiens («Новое изъяснение иероглифов или древних священных аллегорий египтян»).

23. Crata Repoa ou initiations aux anciens mystères des prêtres d’Egypte. Paris, 1821.

24. Mackey Albert G., An Encyclopedia of Freemasonry and its Kindred Sciences. New York, 1913. C. 234; он же. The History of Freemasonry: Its Legends and Traditions. Its Chronological History. New York, 1898. Vol. I. С. 190.

25. Kenning’s Masonic Cyclopaedia and Handbook of Masonic Archaeology, History and Biography. Edited by the Rev. A. F. A. Woodford. London, 1878. С. 139.; Waite Arthur Edward, New Encyclopedia of Freemasonry. New York, 2007 (reprint of 1921). Vol. I. C. 225.

26. Heckethorn Charles William. The Secret Societies of All Ages and Countries. London, 1897. Vol. I. C. 51-56.

27. Christian Paul, The History and Practice of Magic. Whitefish, 1994. С. 81-126.

28. Антуан Кур де Жебелен в кн. Le Monde primitif, analysé et comparé avec le monde moderne («Первобытный мир в анализе и сравнении с современным миром», 1773-1782) и Эттейла в кн. Manière de se recréer avec le jeu de cartes nommées Tarots («Способ развлечься игрой в карты, называемые Таро», 1783-1785) возводили историю Таро к Древнему Египту и мифической «Книге Тота».

29. Blavatsky H. P. Isis Unveiled: A Master-Key to the Mysteries of Ancient and Modern Science and Theology. Point Loma, 1919. Vol. II – Theology. Sec. II. C. 364-365, 367.

30. The Kneph: Official Journal of the Antient and Primitive Rite of Masonry. 1882. Vol. 2. № 15-22.

31. См. русский перевод: Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992. Т. I. С. 123-134.

32. Hall Manly P. Freemasonry of Ancient Egyptians. Los Angeles, 1937.

33. Dawkins Peter, Arcadia. [Warwick], 1988; Scully Nicki. Shamanic Mysteries of Egypt: Awakening the Healing Power of the Heart. Rochester, 2007; Scully Nicki, Star Wolf Linda, The Anubis Oracle: A Journey Into the Shamanic Mysteries of Egypt. Rochester, 2008; Holzer Hans, Witches: True Encounters with Wicca, Wizards, Covens, Cults and Magick. New York, 2002. C. 385-436.

34. Лонгинов М. Н., Новиков и московские мартинисты. М., 1867. С. 075.

35. «Новые материалы для истории масонства. Записка И. П. Елагина». Русский архив. 1864. Вып. I. Ст. 107.

36. Об этом переводе и истории книги см. Стричек А. Денис Фонвизин. М., 1994. С. 72-76, 111-116. О восприятии романа Террасона российскими масонами см. Сазонова Л. И., «Переводной роман в круге масонского чтения». Масонство и русская литература XVIII-начала XIX века. М., 2000. С. 35-38.

37. Крата Репоа или посвящение в древнее тайное общество египетских жрецов. М., 1779; Crata Repoa или каким образом в древния времена, происходило в таинственном обществе посвящение египетских жрецов. Переведено с немецкаго языка коллежским ассессором П… А… СПб., 1779.

38. Утренний свет. 1780. Ч. VIII. С. 178-182. Цит. по: Незеленов А., Николай Иванович Новиков, издатель журналов 1769-1785 гг. СПб., 1875. С. 254-255.

39. Медовой М. И. «NN иностранец» и «Всезнающий». XVIII век. Сб. 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Л., 1976. С. 153-158.

40. Здесь и далее цит. по: Новиков Н. И., Избранные произведения. М.-Л., 1951. С. 381-387.

41. Faggionato Rafaella, A Rosicrucian Utopia in Eighteenth-Century Russia: The Masonic Circle of N. I. Novikov. Dordrecht, 2005. C. 136-137.

42. Yates Frances A. The Rosicrucian Enlightenment. London-New York, 2001. C. 292.

43. Крата Репоа или посвящение в древнее тайное общество египетских жрецов. М., 1784. С. 4.

44. Магазин Свободно-Каменьщической, содержащий в себе: Речи, говоренныя в собраниях; песни, письма, разговоры и другия разныя краткия писания, стихами и прозою. М., 1784. Т. I. Ч. I. С. I-II.

45. Kenning’s Masonic Cyclopaedia and Handbook of Masonic Archaeology, History and Biography. Edited by the Rev. A. F. A. Woodford. London, 1878. С. 395.

46. Здесь и далее цит. по: Магазин Свободно-Каменьщической, содержащий в себе: Речи, говоренныя в собраниях; песни, письма, разговоры и другия разныя краткия писания, стихами и прозою. М., 1784. Т. I. Ч. I. С. 25-60.

47. «Подлинные реестры книгам, взятым, по высочайшему повелению, из палат Н. И. Новикова в Московскую духовную и светскую цензуру», Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1871. Кн. III. Отд. V. C. 19.

48. [Штарк И. A.] Апология, или Защищение ордена Вольных каменьщиков. Писанная братом**** членом Шотландской** ложи, в П**. М., 1784; [Он же]. О древних мистериях, или таинствах, бывших у всех народов. М., 1785.

49. Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. По поручению Отд. русского языка и словесности Императорской Академии Наук изд. с прим. и указ. Я. Грот и П. Пекарский. СПб., 1866. С. 466-467.

50. Лонгинов М. Н., Новиков и московские мартинисты. М., 1867. С. 263-264, 035; Западов В. А. «К истории правительственных преследований Н. И. Новикова», XVIII век. Сб. 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Л., 1976. С. 44-45.

51. [Тихонравов Н. С.] «Новые сведения о Новикове и членах компании типографической». Летописи русской литературы и древностей. М., 1863. Т. V. Oтд. II. С. 26.

52. «Подлинные реестры книгам, взятым, по высочайшему повелению, из палат Н. И. Новикова в Московскую духовную и светскую цензуру», Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1871. Кн. III. Отд. V. C. 22.

53. Assmann Jan, Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Cambridge-London, 1997. С. 2.

54. Брюсов Валерий. «Учители учителей». Собрание сочинений. М., 1975. Т. VII. С. 364.

55. Розанов В.В. «В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов», Собрание сочинений под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 1995. С.339.

3 thoughts on “«Крата Репоа» и эзотерический Египет (окончание)

  1. Пордече бы издали? Причем в нач. 20 века его к переизданию кто-то уже подготовил было (у Сергия Булгакова о чем упоминается)

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s